Страницы

вторник, 26 июля 2016 г.

Художник Николай Фешин. Женский портрет.

Николай Фешин - талантливый русский живописец, портретист. Никола́й Ива́нович Фе́шин (26 ноября [8 декабря] 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния; в 1976 перезахоронен в Казани) — русский и американский художник. Писал жанровые картины. Занимал значительное место в русской портретной живописи начала 20 века. Решал интересные художественные задачи в жанре портрета, вводя мотивы натюрморта, используя пленер. Работал в традиции русского психологического портрета. Работы хранятся в АХ, ГТГ, ГРМ, в Музее изобразительных искусств Татарстана в Казани, в частных собраниях США, Москвы, Петербурга.

Ия спящая 1913г.



Портрет Н.Н.Кротовой 1923г.


M-lle Сапожникова (в шали) (1908)


Принцесса (1940-е)

Имя художника Николая Ивановича Фешина не слишком известно в сегодняшней России, но в начале прошлого века он был знаменит. Этот выходец из Казани претендовал на звание нового Малявина и был одним из самых любимых художников российской богемы. Его картины пользовались огромным спросом не только в России, но и за рубежом.

1915-1916гг.

«Поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского», были восхищены американские зрители в 1910 г., когда впервые увидели портреты, созданные Н .И. Фешиным

Портрет студентки Маши Быстровой (1917)

Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина.

Ия (1928) Золотые волосы

Восприняв от учителя его позднюю манеру широкого свободного мазка, основанную на подлинном владении рисунком, Фешин обнаружил самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры. О своем ученике Илья Репин высказывался прямо: «Лучший в России живописец».

Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)

Окончивший Петербургскую академию художеств в 1909 году Николай Иванович Фешин находился тогда в начале своей карьеры и двигался от передвижнического реализма к авангарду: широкие мазки и мгновенно схваченная композиция.

Портрет девушки (Екатерина Антропова) (1910-е)

Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)

Портрет дочери Ии 1919г


Ия в крестьянской рубахе (1933)

Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: «Портрет неизвестной» (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене; конкурсная программа «Капустница» (1909) 


принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 г.; к осени он вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе.

Портрет Е.Ф.Ошустович (1916)

Таосита (1927—1933)

Весна в степи (Портрет А.Н.Фешиной) (1913)

Начиная с 1909 г. Фешин — постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург); в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1923 году он эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке, однако заболел там туберкулезом, и врачи порекомендовали ему перебраться в места с более сухим климатом. Друзья пригласили его в Нью-Мексико, в Таос, где в то время обитала целая плеяда американских художников, в том числе знаменитая Джорджия О`Киф и выходец из России Леон Гаспар. Творческая атмосфера, сухой климат и своеобразная красота этих мест пришлись по душе Фешину. В 1927 году он переезжает в Таос с женой и дочерью ( дочь — Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм (1914—2003)). И к 1933 году в Таосе вырос дом, при первом взгляде на который вспоминаешь Абрамцево.

Ия с дыней 1923г.


Дама в черном (Портрет А.Н.Фешиной) (1924)

Лето. Портрет А.Н.Фешиной с дочерью Ией. 1924г.


Русская певица (Портрет Е.И.Хатаевой) (Ок.1924)


Русская девушка (Портрет Ариадны Микешиной) (1923—1926)

Дама в синем (1923—1926)

Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы (1925)

Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд) (1917)

Однако когда было завершено строительство — в 1933 году, жена Фешина — Александра — подает на развод. После развода Николай Иванович уехал с дочерью Ией в Нью-Иорк, где прожил всего год, а затем вместе с дочерью переехал в Калифорнию. Искусствоведы считают «таосский» период творчества Фешина наиболее ярким и плодотворным. Художник много работал над заказными портретами, исполняя их в своей блистательной технике. Мощную, неистовую и парадоксально гармоничную живопись Фешина можно сравнить разве что с полотнами Сутина. Во всяком случае, движение кисти мастера едва ли не физиологически передает зрителю заряд живописной энергии.

Старый индеец 1933г.


Джой с барабаном 1927-1933гг


Таосский вождь 1927-1933гг


Ия (1928)

Портрет Александры (1927—1933)

Гадалка 1934-1955гг


С 1936 года Фешин много путешествовал, побывал в Мексике, на острове Бали.

Мексиканская бабушка 1927-1933гг


В 1947 году он купил дом в лос-анджелесском районе Санта-Моника. Там 5 октября 1955 года он тихо скончался во сне. Согласно его завещанию дочь в 1976 году перевезла его прах на родину — в город Казань. Николай Фешин оставил после себя огромное наследие (около 2000 картин). Однако сказать точно, сколько им было написано, не может никто. Фешин часто дарил или обменивал свои работы, и в каких коллекциях они теперь находятся, не знает никто.

Портрет М.В.Евлампиевой (1914)

Ия Фешина (Кон.1930-х)


Портрет жены архитектора Сидорченко (1915)

Известно, что наибольшее число работ находится на родине художника — в Казани — в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Там собрано около 200 его работ. Большая коллекция собрана в музее Старк в штате Техас — 68 работ. Полотна Фешина также хранятся в Музее американского искусства при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Национальной портретной галерее в Лондоне, музее Фрай в Сиэтле, музее Гарвардского университета. Очень много работ оказалось в частных коллекциях.

Портрет Веры Фокиной (1923—1926)


Американцы считают Николая Фешина «своим» художником. Но сам он никогда не забывал о своей родине и, по словам его дочери, всегда говорил, что самое сильное и самое долговременное влияние на любого художника оказывает все то, что связано со страной, где родился. Жизнь самого Фешина и его творчество являются несомненным тому подтверждением.

2 комментария:

  1. Картина "Бойня" случайно попала в этот список. Нужно убрать.
    Всё остальное - хорошо и весьма познавательно,
    а главное, с любовью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за внимание! что-то некоторые картинки вылетели и "Ия спящая" в начале и "Таосский вождь"... Всё поправила.

      Удалить

Не будьте очень строги...Буду рада ответить!