воскресенье, 19 января 2020 г.

Американская готика - картина, ставшая мемом (33 фото)

«Американская готика» (англ. American Gothic) — картина американского художника Гранта Вуда, созданная в 1930 году. Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века. Карикатура, манифест патриота или сага о семейном скелете в шкафу? Ни одно произведение в истории живописи США не вызвало столько разноречивых толкований, а затем и пародий, как «Американская готика»:

Грант Деволсон Вуд, художник-регионалист, не особенно известный за пределами штата Айова, никак не ожидал резонанса, какой получила работа, присланная им на конкурс Чикагского института искусств осенью 1930 года. Портрет провинциальной пары был написан в манере, сочетавшей старомодность и самобытность. Мужчина с тяжелым взглядом как будто преграждает вилами зрителю подступы на свою территорию — к женщине и дому с наглухо запертым стрельчатым окном, навевающим смутные ассоциации с мрачными тайнами английского готического романа. Картина стала не только призером конкурса, но и самым обсуждаемым в прессе Штатов произведением искусства, вызвала лавину писем и откликов.

 На картине изображен фермер рядом со своей дочерью, старой девой, на фоне дома, построенного в стиле плотницкой готики с стрельчатыми окнами, острыми крышами и асимметричным планом. Художнику позировали его дантист Байрон МакКиби (англ. Byron McKeeby) и сестра Нэн Вуд Грэхем (1900—1990). Именно сестра Вуда настаивала на версии, что на картине изображена дочь фермера, а никак не жена (так как ей хотелось думать о себе как о более молодой женщине) , хотя многие журналисты принимали персонажей за супругов.
Модели этой картины Нэн Вуд Грэхем и Байрон Маккиби

Вуд писал фермера со своего дантиста Байрона Маккиби, вовсе не мрачного человека. Врачу тогда было 62 года. «Мне нравится ваше лицо, — как-то сказал ему Вуд. — Оно все как бы состоит из длинных прямых линий». Маккиби согласился позировать при условии, что его не будут узнавать на этом портрете. Вуд не сдержал обещание и сделал персонажа очень похожим на модель, по словам художника, не намеренно.
Яркая и жизнелюбивая Нэн позировала для образа угрюмой старой девы, но все равно огорчилась, что выглядит на картине намного старше своих 30 лет. Она также утверждала, что Вуд присмотрел в Сидар-Рапидсе гораздо более подходящую модель, но не решился предложить ей позировать. 
 «Советую повесить этот портрет на одной из наших добрых сыроварен Айовы, — иронизировала в письме в газету "Des Moines Register" некая жена фермера миссис Эрл Робинсон. — От выражения лица этой женщины определенно будет скисать молоко».
 «Я бы хотела, чтобы эта завистливая дама прислала мне свою фотографию, — не осталась в долгу Нэн. — Уж я-то знаю, куда ее повешу...»

Вилы в руке фермера призваны олицетворять тяжелый труд, позы и выражение героев картины заставляют думать о традиционном, патриархальном укладе жизни. По мнению ряда критиков, Вуду удалось передать непривлекательность отца и дочери — плотно сжатые губы и тяжёлый вызывающий взгляд отца, его локоть, выставленный перед дочерью, её стянутые волосы лишь с одним свободным локоном, чуть повёрнутая в сторону отца голова и глаза, полные обиды или возмущения. Дочь одета в уже вышедший из моды передник. 
 «Эта тесьма вышла из моды, — вспоминала Нэн, — и в магазинах ее не было. Я спорола ее со старых маминых платьев...» Передник с такой же окантовкой встречается на другой картине Вуда — «Женщина с растениями» — портрете матери художника.  Консервативные обитатели американской провинции, наследники пуритан-первопоселенцев, в большинстве своем были примерными прихожанами. Родители самого художника познакомились в пресвитерианской церкви: Хэтти Уивер в свободное от работы время была там органисткой, а Мервилл Вуд возглавлял воскресную школу.


Также, на воротнике рубашки дочки фермера прикреплена брошь с изображением Персефоны (в древнегреческой мифологии богиня плодородия и царства мёртвых, владычица преисподней, Дочь Деметры и Зевса, также и супруга Аида.) Подобные камеи были популярным украшением в Викторианскую эпоху. Вуд купил это украшение для матери в Европе, поскольку девушка на ней, как считал художник, похожа на Нэн.

Доктор Байрон Маккиби, послуживший моделью, носил очки с линзами восьмиугольной формы, а круглые были у отца художника. Вуд хранил их в память о нем, а когда вернулся из Мюнхена, заказал себе такие же. Детские воспоминания о провинциальной Америке конца XIX века были связаны для Вуда прежде всего с родителями и их вещами.


Отстрочка на джинсовом комбинезоне мужчины и полосы на рубашке фермера напоминают вилы в его руке.  К тому же вертикальные линии зубцов соотносятся с другими вертикалями картины. Контур вил можно увидеть и в окнах дома на заднем плане. За спиной женщины видны горшки с цветами (также напоминающими вилы - сансевиерия) и шпиль церкви вдалеке за деревьями, а позади мужчины стоит амбар, состоящий из вертикальных линий.
На карандашном эскизе в качестве символа сельскохозяйственных работ мужчина держал грабли, но Вуд хотел, чтобы орудие в руке персонажа ассоциировалось не с садоводством, а с уборкой сена в старые времена (что возмутило некоторых технически продвинутых фермеров).


Вуд вдохновлялся стилем небольшого особняка в стиле плотницкой готики. Здание, с которого Вуд его писал, построили в Элдоне, штат Айова, в 1881–1882 годах местные плотники Бьюзи и Гералд. Вуд решил изобразить этот ДОМ, а на переднем плане людей, которые, по его мнению, могли бы в нём жить. Красного амбара не было рядом со зданием из Элдона, но его присутствие позади героя указывает на род занятий, так же как растения в горшках за плечом женщины. 
Красный амбар был нарисован на кухонном шкафу, сделанном отцом Вуда, — единственном предмете мебели, который мать забрала с фермы, когда семья съезжала оттуда. Для Вуда этот шкаф всегда был символом дома.
Эскиз дома к Американской готике 1930г.
32x37см масло/картон
Smithsonian American art Museum, Washington D.C.

Грант Вуд, наблюдал дом только два раза в своей жизни, сделал только начальный набросок дома - он закончил "Американскую готику" в своей студии в Сидар-Рапидс. Дом был занесен в Национальный реестр исторических мест США в 1974 году. Первоначально принадлежавший жителю Элдона Чарльзу Дибблу дом был пожертвован в 1991 году Государственному историческому обществу штата Айова. American Gothic House Center  теперь включает в себя оригинальный дом в его форме 1930 года и центр для посетителей. 


Не нужно приносить свои вилы-Центр предоставляет туристам бесплатный  реквизит!

DSC08234.JPG




























Конкурс искусств American Gothic Days
Центр устраивает художественные выставки, посвященные Готическому Дому.



Композиция картины напоминает американские фотографии конца XIX века. Картина также находит параллели с «Новым видением» — реалистическим течением в американской художественной фотографии 1920-х — 1930-х годов. Пуританская сдержанность персонажей во многом соответствуют реализму, характерному для европейского течения 1920-х годов «Новая вещественность» (нем. Neue Sachlichkeit), с которым Вуд познакомился во время поездки в Мюнхен.
Имя Вуда тесно связано с американским течением, вошедшим в историю искусства под названием риджионализм, изначально распространившимся на Среднем Западе в противовес европейскому абстракционизму. 

Кто-то воспринял «Американскую готику» как дань уважения сельским труженикам Среднего Запада, но чаще в ней усматривали зловещий подтекст или сатиру на провинциалов. Одна фермерша даже угрожала откусить художнику ухо.

Это изумляло Вуда, который и не помышлял о сатире. Сын сельских жителей, ранние годы он провел на ферме. Позже воспоминания о детстве в сельской глубинке и семейные альбомы с фотографиями в викторианском духе стали для него источником вдохновения.

Дочери революции (Daughters of Revolution), 1932г.

«Я не писал сатиру, — пояснял удивленный трактовками Вуд. — Я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал». Хвалители и хулители картины сходились в одном: художник уловил нечто подлинно американское. Вуда обвиняли в том, что он просто-напросто издевается над простыми рабочими людьми, представляя их недружелюбными, отсталыми (фермер держит в руке вилы, хотя в то время уже повсеместно использовались более «продвинутые» инструменты) и откровенно туповатыми (героиню картины даже прозвали «недостающим звеном»). В письме от 1941 года Вуд заметил о своей героине: «Я позволил одной пряди выбиться, чтобы показать, несмотря ни на что, человечность персонажа».

Впервые картина выставлялась Чикагском институте искусств в 1930 году, там же она хранится и сегодня. За эту картину Вуд получил премию в размере 300 долларов, и почти мгновенную славу. Образ стал расхожим, его используют и в рекламе, и в мультфильмах, и в карикатурах.  К концу 1950-х картина фактически превратилась в то, что сейчас называют мемом: если нужно было высмеять или разрекламировать нечто типично американское — политиков, идею, еду, — сразу рисовали или снимали очередную пародию на это произведение искусства. Число пародий на картину Гранта Вуда растет и по сей день.
























Американское реалити-шоу "Семейка Осборнов" с рокером Оззи Осборном


Российское реалити-шоу "Охлобыстины",  тв-3

В 1932 Вуд основал "Каменный город" - колонию искусств Stone City Art Colony, недалеко от своего родного города, целью которой было помочь художникам выжить во время Великой Депрессии.

Вуд преподавал живопись в Школе Искусств Айовского Университета с 1934 по 1941 годы. Также он курировал проекты настенной росписи, консультировал студентов, писал собственные произведения.

12 февраля 1942 года, за день до своего пятьдесят первого дня рождения, Вуд скончался в университетском госпитале от рака поджелудочной железы.

3 комментария:

  1. Наталья добрый вечер. Е-мейл не нашла на Вашем сайте, отправляю ссылку на видео о Карте Сокровищ- с 25янв по 08февр создаем, ссылка :" прямой эфир в Instagram, на YouTube .
    Посмотреть эфир Вы можете по ссылочке:
    https://www.pozitivim.by/pages-view-786.html



    "

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. natalyaworobei@gmail.com
      Спасибо, Татьяна! Извините, НО "карта желаний" и "доска визуализации" - я считаю, что это- популизм и профанация, наивность и пустословие, пустопорожняя ерундовость...

      Удалить
  2. ещё о карте, меня заинтересовало: https://www.pozitivim.by/infostr/karta2020/

    ОтветитьУдалить

Не будьте очень строги...Буду рада ответить!