суббота, 10 октября 2020 г.

Старая реклама - история, образцы

Спустя десятилетия над старой рекламой можно добродушно умиляться, но нельзя отрицать, что ее образцы, над которыми трудились известные художники и литераторы, можно отнести к произведениям искусства.
Первая фабрика вязальной и вышивальной бумаги... (Осташов П.). Плакаты СССР

Дедушка, кури Нарзан (Неизвестный художник). Плакаты СССР

С.Джонс, «Гейша» (История одного чайного дома). Оперетта. (Денисов Н.). Плакаты СССР

Какао товарищества «Эйнем». Москва. (Неизвестный художник). Плакаты СССР



Русские силачи братья Медведевы. ( Неизвестный художник ). Плакаты СССР


Швейные машины компании Зингер. (Табурин В.). Плакаты СССР

Самые лучшие в мире галоши. (Неизвестный художник). Плакаты СССР


Русское обшество для выделки и продажи пороха. (Неизвестный художник). Плакаты СССР


Гильзы А.Викторсон. Москва. (Неизвестный художник). Плакаты СССР

Гильзы Исаджанова. Москва. Не рвутся по шву. (Неизвестный художник). Плакаты СССР

Мой первый шаг за печением Эйнем. (Неизвестный художник). Плакаты СССР

Коньякъ. Акционерное общ.ество С.С.Тамазова в Кизляре (Неизвестный художник). Плакаты СССР

Калинкин (Неизвестный художник). Плакаты СССР

Чай Сергея Александровича Спорова... (Неизвестный художник). Плакаты СССР

«Новая Бавария» (Билибин И.). Плакаты СССР

Товарищество табачной фабрики А.Н. Богданов и Ко... (неизвестный художник). Плакаты СССР

Гастрольная афиша Анны Павловой в Париже. (Серов В.). Плакаты СССР

Международная выставка новейших изобретений... (Дурново А.). Плакаты СССР

Выставка произведений печати, вышедших в 1910 году. Книги, газеты, журналы, эстампы, плакаты и т.п. (В. Табурин). Плакаты СССР

Нива. 1912. ( Самокиш Н.). Плакаты СССР

Сказка о теле и песнь о душе. К/ф. (М. Кальмансон). Плакаты СССР

1917 г. – издан декрет «О введении государственной монополии на объявления». Имущество всех рекламных агентств в соответствии с данным распоряжением конфисковывалось. 
В основном источнике знания в Большой Советской энциклопедии определяли: «Реклама — это средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества». Массам пропагандировали рекламу как корень зла наравне с другими идеями капитализма. 
Отношение к рекламе того периода характеризуется серьезным скепсисом. Рекламу игнорировали и хозяйственные руководители и население. Обязательным в специальной литературе того времени было противопоставление рекламы социалистической и капиталистической с обязательной критикой последней.
1918-1922 гг. – рекламы как таковой в СССР не существует. Исключение составляет политическая реклама.
Основной предпосылкой ее бурного развития стал появившийся выбор у бывших подданных Российской империи. Различные политические силы предлагали согражданам совершенно противоположные сценарии будущего страны. Естественно, что целью политической рекламы в комплексе с агитацией и пропагандой было привлечение населения на свою сторону. Именно к этому периоду относится знаменитый плакат «Ты записался добровольцем?» Моор (Орлов) Д. С., «Даешь» Дейнека А. А. 
Ты записался добровольцем? (Моор Д.). Плакаты СССР
Год пролетарской диктатуры. (Апсит А.). Плакаты СССР
1-е мая. Да здравствует праздник трудящихся всех стран! (Иванов С.). Плакаты СССР
Я теперча не твоя, я теперча Сенина: он меня в совет водил слушать речи Ленина. (Хвостенко В.). Плакаты СССР
Иди, товарищ, к нам в колхоз! (Кораблёва В.). Плакаты СССР
Стой! Ночная панель. (Неизвестный художник). Плакаты СССР
Позор получающим зарплату в чёрной кассе! (Бабиченко Д.). Плакаты СССР
Для координации рекламной деятельности в масштабах страны учреждается Межведомственный совет по рекламе при Минторге СССР. Скорее всего, именно это агентство упоминает Дэвид Огилви, говоря о советской рекламе: «помимо кампаний, направленных на благие цели, например на борьбу с алкоголизмом, в Советском Союзе практически не существовало рекламы, хотя иностранным компаниям было разрешено рекламировать свои промышленные товары. Существовало даже государственное агентство, сотрудники которого отличались вежливостью, всегда были готовы помочь».

Личный переводчик Сталина В. М. Бережков вспоминает рекламу того периода в своих мемуарах: «Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». 

Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу, наподобие Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме» . 
Моссельпром. Правление: Москва, Калашный, 4/1. Колбаса, макароны - нигде кроме как в Моссельпроме. (Тархов Д.). Плакаты СССР



Ведущий политический деятель СССР, Анастас Микоян пропагандировал: «Задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю».
Реклама проста и незамысловата. Она скорее напоминает агитационный призыв, используя в слоганах императивы: «Покупайте лотереи ОСОАВИАХИМА», «Пейте «Советское шампанское»!», «Летайте самолетами «Аэрофлота»!», «Храните деньги в сберегательных кассах и т.п.

1922 г. – переход к Новой экономической политике (НЭП) и возрождение торговой рекламы. Государство временно допускает существование частного собственника. Как только рынку давали сделать хотя бы глоток свежего воздуха возрождалась и реклама. При этом государственные предприятия вынуждены были конкурировать с частным сектором. Для этого образован ряд крупнейших государственных синдикатов. Как следствие, в стране возрождается торговая реклама. При Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) в 1922 году была сформирована комиссия по рационализации рекламы.
Реанимация рекламы в прессе. В ноябре 1921 года в центральной газете «Известия» публикуется сообщение о начале приема объявлений. А уже в 1923 году поступления рекламы в газету составили более двух третей доходов от ее издания.

Создание рекламных контор. В 1922 году при газете «Экономическая жизнь» была создана государственная контора объявлений «Двигатель». Это агентство призвано было координировать всю рекламу промышленных товаров для сельских жителей.

Появляются другие рекламные конторы: «Рекламтранс» (при Наркоме путей сообщения), коммерческое агентство «Связь» (при Наркоме почт и телеграфов, почтовая реклама); «Викреклама» (изготовление и размещение рекламных плакатов в регионах); «Промреклама» (при ВСНХ, размещение рекламы промпредприятий); «Мосторгреклама» (при Бюро по торговой рекламе, реклама на индивидуальных потребителей).
И по тем временам советские рекламные агентства имели немалый размах. Например, «Мосторгреклама» изготавливала различные рекламоносители и использовала для их размещения 1 000 трамвайных вагонов, 30 000 столбов, арендовала вестибюли и фойе 6 театров и 40 гостиниц. «Мосторгреклама» оказывала также консультационные услуги государственным и кооперативным предприятиям. Передовики рекламы 1920 года В. Степанов, А. Левина, Л. Лисицкий, С. Игумнова, А. Мандрусова и, конечно Маяковский и Родченко.
В паре
В. Маяковский (слоганы) и А. Родченко (графика и фото) создали более 300 работ. Причем уровень их рекламы был настолько высоким, что получил даже международное признание. Так, в 1925 году на Международной художественно-промышленной выставке в Париже цикл плакатов этих авторов был удостоен серебряной медали. Их работы, выполненные для Моссельпрома, Резинотреста, ГУМа, признаны классикой советской рекламы.

Сам В.В. Маяковский в статье «Агитация и реклама» писал: «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы… Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи… Думайте о рекламе».
реклама в трамвае  - 1927 год (Буланов Д.)

Существовала реклама СССР за рубежом, реклама импортных товаров, адаптированная для СССР и реклама отечественных товаров для внутреннего рынка.
Всероссийский праздник физкультуры. (Пшеничников В.). Плакаты СССР
Резинотрест. Москва. (Кравченко Д.). Плакаты СССР
Интурист. Транссибирский экспресс (нем.яз.). (Литвак-Максимов М. ?). Плакаты СССР
Ирис-прима. Моссельпром. (А. Зеленский). Плакаты СССР

1935 г. — Наркомат внутренней торговли СССР издает постановление «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборотов». В соответствии с этим решением создана контора «Торгреклама». Ее целями стали рекламное обслуживание производства рекламного инвентаря и его сбыт. Возникает несколько филиалов этой всесоюзной конторы.

1960-е – экономический подъем в СССР. Возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные товары.

Возникают специализированные организации: Внешторгреклама (1964), Союзторгреклама (1965), Главкоопторгреклама (при Центросоюзе), рекламные организации «Аэрофлота», Министерства культуры и др.
 

1970-е — начинается издание журналов о рекламе. Первым в 1971 г. выходит журнал «Реклама», позже — «Коммерческий вестник», «Панорама», «Новые товары» и др. В 70-х — начале 80-х годов в СССР выпускается свыше 70 специализированных рекламных изданий. В основном – это приложения к областным и вечерним городским газетам.

1988 г. — Закон «О кооперации». Легализация частнопредпринимательской деятельности. В новых условиях свои коммерческие коммуникации вынуждены были формировать уже не только кооператоры, но и государственные предприятия. Главными средствами рекламы стали телевидение и пресса (газеты общеполитической направленности, журналы; возникшие многочисленные коммерческие издания)
.

На телевидении выходят рекламные ролики. В советской рекламе появляются копирайтеры, дизайнеры, клипмейкеры и фотомодели. Активизируется выставочная деятельность, PR-кампании, внедряется спонсорство. Назревает необходимость идентификации торговых марок, формирования фирменного стиля.


Источники:




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Не будьте очень строги...Буду рада ответить!